Проект 500+

Проект «500+» призван обеспечить поддержку школ с низкими образовательными результатами (ШНОР), работающих в сложных социально-экономических условиях, а также адресную поддержку обучающихся с проблемами в обучении.

Цель проекта «500+» – повышение качества образования в образовательных организациях с низкими образовательными результатами обучающихся путем реализации для каждой такой образовательной организации комплекса мер поддержки, разработанного с учетом результатов предварительной комплексной диагностики по этой образовательной организации.

>Приказ от 12.02.2021 г. № 170-Д_О реализации мероприятия по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения

Расширенный методический совет «Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»

В рамках реализации в ОУ антирисковых программ федерального проекта «500+» в школе был проведен расширенный методический совет «Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся». Участниками семинара стали 29 педагогов. Мероприятие было подготовлено проблемно – творческой группой по внедрению технологии развития критического мышления в учебный процесс школы. Шипулина Т.А., руководитель ПТГ, открыла пленарное заседание методсовета, где осветила тенденции образования в мировом масштабе и преобразования в сфере образования Российской Федерации. После этого Татьяна Александровна обратила пристальное внимание на проблемы, которые негативно влияют на образовательный результат учеников и на решение которых необходимо направить все совместные усилия. Затем, следуя по маршрутному листу, педагоги были вовлечены в работу «творческих педагогических лабораторий». Васильева Е.В. и Шипулина Т.А. провели творческую педагогическую лабораторию по фазе урока «Стадия вызова»; Дудченко В.А., Фокина М.В. организовали ТПЛ «Стадия осмысления»; Христолюбова О.В., Столбова В.С. руководили ТПЛ «Рефлексия». Круглый стол в заключение мероприятия позволил подвести итоги, наметить план развития и принять решения методического совета.

Методическое объединение учителей имеет большие возможности для решения актуальных задач в области образования.

Методическая работа позволяет совершенствовать деятельность педагога, школы и города. Образовательный процесс, выстроенный в соответствии с современными педагогическими технологиями, не только существенно повышает уровень образовательных результатов ученика, но и работает на перспективу развития образовательной системы в целом.

В нашей школе работает 5 методических объединений: объединение учителей начальных классов, руководитель Дудченко В.А.; объединение учителей математики и естественных наук, руководитель Васильева Е.В. объединение учителей филологии и общественных наук, руководитель Столбова В.С.; объединение учителей иностранного языка, руководитель Шипулина Т.А.; объединение учителей технологии, искусства, физической культуры и педагогов дополнительного образования, руководитель Христолюбва О.В.

В рамках ШМО творческие учителя, занимаясь самообразованием,

постоянно экспериментируют, применяя новые технологии обучения, привносят в педагогический процесс инновационные идеи, достигают высоких результатов в обучении детей. В кругу единомышленников педагоги получают подтверждение своих позиций, молодые педагоги, и просто начинающие находят методическую помощь и профессиональный совет. Все учителя могут реализовать в своих метод объединениях потребность в общении, обмене опытом, совместном поиске продуктивных путей развития образования.

В декабре 2021 г. плановые заседания ШМО проходили в формате круглого стола по теме «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов. Совершенствование методической работы учителя».

Каждый руководитель методического объединения начал со вступительного слова, где особый акцент был сделан на актуальности повышения образовательных результатов учащихся школы. После этого многие педагоги поделились своим опытом, представив доклады и мастер классы по теме самообразования:

  • Ахметова Л.Г. «Технология развития критического мышления через чтение и письмо как инструмент развития читательской грамотности учащихся на уроках английского языка»
  • Шипулина Т.А. «Развитие навыков критического мышления на уроках иностранного языка через видео».
  • Доклад Лебедевой М.А. «ИКТ как средство развития критического мышления учащихся на уроках химии».
  • Слюсарева А.В. « Практические аспекты применения технологии развития критического мышления на уроках английского языка»
  • Дудченко В.А. «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»

По итогам выступления педагогов с докладами, была организована дискуссия


Образовательное событие в ключе МДО

21 февраля 2022 г. в МБОУ СОШ №41 впервые состоялся День междисциплинарного обучения.

Что такое День МДО? Этот день направлен на рассмотрение ключевой темы через призму различных учебных дисциплин. Он насыщен повышенными интеллектуальными и творческими возможностями для раскрытия потенциала детей и направлен на формирование универсальных учебных действий (УУД) для саморазвития и самосовершенствования личности. Основным методом, применяемыми в технологии междисциплинарного обучения, является метод исследования или открытия. День, как правило, состоит из следующих этапов: познавательная мотивация – просмотр фильма, позиционирование участников (распределение ролей, проблемно-содержательных блоков), исследование, обмен информацией, формулирование выводов, применение. В завершении дня МДО проводится подведение итогов и рефлексии. Результативность такой работы: повышение мотивации к обучению учеников, овладение новыми приемами обработки информации, усиление межпредметных связей, развитие ключевых компетенций ребёнка, а самое главное – это интересно!

Тематика дня определяется на заседании рабочей группы, в которую входят педагоги школы: Михайлюк Владислав Владимирович, Кузовлёв Роман Олегович, Резинков Артём Андреевич, Лебедева Марина Александровна, Аношина Татьяна Викторовна, Кузовлёва Виктория Станиславовна, Драчкова Анжелика Витальевна, Кочеткова Марина Александровна; руководитель группы – Мохова Ирина Владимировна.

День междисциплинарного обучения посвящался теме «Защитник Отечества. Виды войск Российской Федерации». Образовательное событие разрабатывалось для 4-х параллелей школы: 3,4,5,6 классов, что составило 5 классов в начальной школе и 5 классов среднего звена. Всего 233 ребёнка (примерно1/3 от общего количества обучающихся) смогли активно участвовать в данном проекте.

В течение дня ребята узнавали интересные факты о военных и военной технике, о множестве родов войск, размышляли о том, «А каково это Родину защищать и служить ей?».

Для начала во всех классах проводился вводный урок. Здесь ученики смогли понять, что такое день МДО, чем они сегодня будут заниматься и какие вопросы решать. Данное занятие предполагает погружение в тему через разные приёмы и методы. Например, ребята учились выделять в тексте секретное (кодовое) слово, разгадывали загадки, провели разминку в виде блиц опроса. Совместно с классным руководителем были проанализированы вопросы в разрезе тематики.

Вся новая информация, полученная на уроках, в лабораториях, при общении с учителями, фиксировалась в дневнике МДО.

На уроке русского языке проводилось исследование, направленное на изучение изменения лексики в историческом разрезе и в процессе трансформации функций и задач армии. В качестве дидактического приёма была использована лента времени, по которой дети путешествовали на «Армейском экспрессе». Цели урока помогла достичь технология развития критического мышления, которая была использована Моховой И. В. для организации своей учебной лаборатории.

В исторической лаборатории Михайлюка В. В. дети исследовали характерные черты героя и патриота. Также, ребята с интересом изучали ордена боевой славы и выясняли на конкретных исторических примерах, за какие заслуги перед Отечеством можно получить награды. Выбор темы очень актуален, так как сегодня чувство патриотизма подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, предпринимаются попытки пересмотреть его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. В ходе урока ребята узнали много нового из истории, о героях нашей родины. Стратегии развития смыслового чтения помогли Владиславу Владимировичу сделать занятие интересным и познавательным.

В химической лаборатории под руководством Лебедевой М. А. проводились занимательные опыты, которые помогли исследованию различных веществ, встречающихся в повседневной жизни. Оказалось, что достаточно иметь под рукой простой лимон, чтобы передать секретную информацию незаметно для других.

Аношина Т. В. проводила математическую лабораторию «Курсанты лётного училища». Через технологию проблемного обучения дети смогли найти несколько способов сложения дробей с разными знаменателями. Через наглядность и практическую направленность данного занятия учащиеся смогли расширить представления об обыкновенных дробях.

«Курс молодого бойца» подготовили учителя физической культуры – Резинков А. А. и Кузовлёв Р. О. Они помогли раскрыть детям взаимосвязь понятий «Пульс» и «Физическая нагрузка», рассмотрели с ребятами максимально допустимую ЧСС по возрастам. В ходе организованного педагогами исследования «Влияние физических нагрузок на частоту сердечных сокращений», ученики измеряли свой пульс четырежды: до физических нагрузок, после первой, второй и третьей физической нагрузки. Каждое из физических упражнений различалось по интенсивности (умеренная или повышенная) и выполнялось по 30 секунд с интервалом 3-4 минуты. Информацию, полученную в результате исследования, необходимо было представить в виде диаграммы в дневнике МДО. При этом во время исследования подключался самоконтроль ученика, то есть дети должны были обращать внимание на такие показатели своего состояния как потливость, окраска кожи, дыхание, ощущения. В заключении все пришли к выводу, что пульс после физических нагрузок учащается – чем больше нагрузка, тем чаще сокращается сердце, так как потребность всех органов в кислороде резко возрастает. Но собственную норму интенсивности физических нагрузок, чтобы не нанести вреда сердцу и организму в целом, нужно подбирать индивидуально.

В течение хода образовательного события дети должны были получать, за хорошо выполненные задания, монеты. На заработанные деньги предлагалось купить технику для своей армии (на группу): корабли, самолёты, танки. Боевые единицы дети расставляли на специальном поле для проведения игры по принципу «Морского боя». Коллективное стратегическое мышление помогло ребятам обыграть соперников. Все подготовительные мероприятия по использованию данной игры проводились Драчковой А. В. и Кузовлёвой В. С.

Большим «денежным» бонусом для детей стало участие (во время перемен) в тематическом квесте, разработанным Кузовлёвой В. С. Данная участница проблемно – творческой группы МДО внедрила применение QR – кодов для получения необходимой информации и расширения кругозора обучающихся.

Большим украшением образовательного события стала, подготовленная Кочетковой М. А., фотобутафория.

Дети, в рамках дня МДО, приобретают важные исследовательские умения – ставить исследовательские вопросы, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, составлять план работы, вести наблюдения, собирать необходимую информацию из разных источников (книги, словари, интернет и т.п.). Все это способствует всестороннему развитию ребенка. Все задания рассчитаны на логическое мышление и применение жизненного опыта в научных исследованиях.